Как расположить акустику в
салоне?
Если вы стремитесь сделать «звук вокруг» или являетесь
патриотом «полного SPLа», эти
правила вам ни к чему. Располагайте сколько возможно и где
получиться.
Если для вас важней комфортность звучания и присутствие звуковой сцены, попробуйте
поступить иначе.
Человеческое ухо способно воспринимать направленность высоких
и средних частот и не способно воспринимать направленность
низких.
Вы когда-нибудь видели, чтобы зрители на концерте сидели
спиной к сцене? Я тоже не видел. Надеюсь, в авто вы тоже сидите так, как это
принято, а не наоборот. Соответственно, звуковая сцена должна располагаться над
передней торпедой в районе ветрового стекла или за ним, над капотом. В
соответствии с понятием о направленности ВЧ и СЧ динамики следует размещать
спереди относительно головы слушателя. Именно они создают образы звуковой сцены.
Правильность направления и расположения этих динамиков достигается опытным путем
в конкретном автомобиле.
Есть ещё правило: расстояние между ВЧ и СЧ в канале не более
15 см. Это так, на всякий случай.
Пищалки обычно на стойках, остальное
зависит от возможностей, желания и упорства.
Дублировать ВЧ и СЧ сзади для пассажиров не стоит, т.к.
звуковая сцена окажется размазанной или позади вас. Если все сделать правильно
спереди, задним пассажирам хуже слышно не будет.
НЧ (низкая середина) и саб
располагают обычно сзади (там больше возможностей), поскольку на звуковую сцену
влияют мало. НЧ можно продублировать спереди и сзади, хуже точно не
будет.
Стандартная ошибка. Обычная малобюджетная схема: фронт –
двухкомпонентка до 3т.р., тыл – овалы 2-3 полосные в
заднюю полку. В результате либо низких достаточно, но вокал и нюансы звучат
сзади и задние пассажиры жалуются, либо (со смещенным
вперед федером) вокал спереди, но низких
катастрофически мало. Дело в том, что у 13см компоненток (тем более у 16 см) провал на верхней середине и
твитер нагружен резистором. Зато сзади, в овалах стоят
горбатые, ошеломляюще-чувствительные 1-2-3 пищалки. Они легко перетягивают звук
назад и успешно глушат задних пассажиров. Рецепт простой – отключите все
пищалки на задних динамиках. И звук вернется вперед, и задние пассажиры утихнут.
Если почувствуете недостаток в средних или высоких частотах, экспериментируйте с
фронтом.